Рекламный баннер 990x90px top

115 лет со дня рождения выдающегося ученого и конструктора Петра Дмитриевича Грушина!

13.01.2021 в 3:28


Мудрый управленец, талантливейший организатор производства, создатель сплочённого общей идеей коллектива, который существует до сих пор, гениальный конструктор и стратег, умеющий на многие годы видеть развитие современных ракетных вооружений и способы борьбы с ними, учитель, наставник, и прочая, и прочая, и прочая… Все эти эпитеты заслуженно можно применить к Петру Грушину – человеку-эпохе!


П.Д. Грушин родился ровно 115 лет назад в приволжском городке Вольске в семье плотника. Ничто не предвещало ему блестящей карьеры, высоких наград и уважения первых лиц страны – но молодой человек был сполна наделён такими качествами, как ум, трудолюбие, ответственность. У него была мечта – стать лётчиком, но в лётное училище, увы, Петра не взяли по состоянию здоровья. В 1928 году он поступил в Ленинградский политехнический институт на факультет кораблестроения. Впоследствии перевёлся во вновь открытый Московский авиационный институт и окончил его в 1933 году. Его дипломным проектом стала разработка легкомоторного самолёта «Бригадный». Детская мечта осуществилась – но в совершенно иной форме.

Шли годы – и молодой изобретатель создавал всё более серьёзные летательные аппараты, во многих случаях используя нестандартные материалы или конструкторские решения. Так, самолёт «Сталь-МАИ» был сделан с применением нержавеющей стали. Последняя предвоенная разработка П.Д. Грушина, уже на Харьковском авиационном заводе – дальний истребитель «Гр-1». Но в серийное производство самолёт не пошёл из-за сложностей военного времени.

В годы войны, будучи в Горьком, Петру Дмитриевичу довелось познакомиться и работать рядом с другим выдающимся конструктором, Семеном Алексеевичем Лавочкиным. В эти суровые годы Грушин не разрабатывал новую технику, а занимался, казалось бы, несвойственными конструктору вопросами – организацией серийного производства. Фронту требовалось как можно больше самолётов. Так проявились новые грани таланта нашего героя: организаторские способности и умение делать именно то, что больше всего нужно в данный момент, а также находить людей, подходящих для выполняемой задачи. В том, что самолёты С.А. Лавочкина стали одними из самых массовых в годы Великой Отечественной, есть немалая заслуга П.Д. Грушина. За неё Пётр Дмитриевич в 1943 году получил первый (из семи) Орден Ленина.

Многогранный талант и гибкость ума позволили ему снова перестроиться после войны. Грушин научился делать нечто противоположное тому, чем занимался всю жизнь: создавать зенитные управляемые ракеты, сбивающие самолёты. Свою ЗУР В-300, предназначенную для первой советской зенитно-ракетной системы С-25 «Беркут», П.Д. Грушин разрабатывал совместно с С.А. Лавочкиным в 1951 – 1952 гг. Сам И.В. Сталин потребовал, чтобы ракета была готова в течение года – и разработчики уложились в этот срок.

В ноябре 1953 г. на базе Химкинского авиазавода №293 и особого конструкторского бюро с таким же номером было образовано ОКБ-2 (впоследствии – Машиностроительное конструкторское бюро «Факел»). Это предприятие стало головным разработчиком зенитных управляемых ракет для всей страны. За период 1953 – 1991 гг., когда Пётр Дмитриевич руководил «Факелом», было разработано более десяти модификаций зенитных управляемых ракет для сухопутных и морских зенитно-ракетных комплексов.

Эти ракеты надежно охраняли от вражеских ракет и авиации небо СССР. 1 мая 1960 года лётчик разведывательного самолёта U-2 «Локхид» Френсис Пауэрс был сбит именно грушинской ракетой В-750, созданной для системы С-75. Сбивали американские самолёты, вплоть до стратегического бомбардировщика Б-52, над Вьетнамом. Сражались с израильской авиацией (одной из лучших в мире) в небе Египта, Сирии и Ливана. Даже морально устарев, сбивали самолёты-«невидимки», сделанные по технологии «Стелс», в 90-е годы над Югославией и Ираком. И снова – Йемен и Сирия, но уже новый, XXI век – оказалось, что грушинские ракеты шестидесятилетней давности даже сейчас не стоит недооценивать. За 1953 – 2020 гг. ракеты «Факела» стояли на вооружении десятков государств, а всего они поставлялись не менее чем в 65 стран! Если бы их не было, многие войны ХХ века, а значит, и вся мировая история, пошли бы по другому пути…

Но главной заслугой и достижением П.Д. Грушина стало создание им уникального коллектива специалистов в области разработки новых ЗУР. Используя передовые методы организации и конструирования, он сумел создать предприятие, которое намного опережало своё время.

За большие заслуги в деле укрепления обороноспособности страны Пётр Дмитриевич был дважды удостоен звания Героя Социалистического труда, награждён семью Орденами Ленина, стал лауреатом Ленинской и Государственной премий СССР.

Целиком погруженный в работу, он все же оставался при этом человеком земным – с широким кругом интересов, очень чутким и ранимым, умеющим видеть вокруг себя живых людей. Именно поэтому после него остался не только «Факел». Еще в середине 1980-х годов всей стране стал известен неординарный поступок Грушина, который отдал накопленные им в течение нескольких десятилетий «академические» сбережения на постройку в Химках нового здания Дома юных техников «Интеграл». «Этим я отдал дань своему юношескому увлечению – авиамоделизму, и очень хочу, чтобы у молодых химчан появилось достойное место для подобных занятий», - так прокомментировал он свое решение. По меркам ушедшего от нас бурного XX в., Грушин прожил долгую жизнь — почти 88 лет, и 38 из них было отдано «Факелу», ставшему под его руководством одной из ведущих ракетных фирм мира.

Сейчас детище Петра Дмитриевича – АО «МКБ «Факел» продолжает развиваться и создавать уникальную военную технику, надежно защищающую небо Родины от любого агрессора.

#Химки #АдмХимки #НашеПодмосковье
667

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock